В мае 2017 года между китайской государственной компанией China National Technical Import & Export Corporation (CNTIC) и Украинским Дунайским пароходством был подписан меморандум о взаимопонимании и были высказаны намерения модернизировать флот пароходства. Несколько дней назад заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань написал у себя на странице в Фейсбук, что на совещании по проектам с КНР под председательством Первого вице-премьер-министра Степана Кубива и посла Китая в Украине Ду Вэя была согласована дорожная карта реализации инфраструктурных проектов, в числе которых было упомянуто «обновление двигателей флота барж и буксиров Украинского Дунайского пароходства».
За комментариями мы обратились к и.о. председателя Правления ЧАО «УДП» Дмитрию Чалому.
– В последние дни в соцсетях активизировались разговоры относительно реализации так называемого «китайского проекта». Не могли бы вы рассказать, в каком состоянии находится этот проект?
– Хочу сразу сказать, что в пароходстве так и не удалось обнаружить единого комплекта документов, хотя бы папки, куда была бы сведена вся документация по этому проекту. Даже по отдельности, каких-либо описаний проекта, официальных предложений китайской стороны, протоколов переговоров и встреч, справок, директив для проведения переговоров, отчетов сотрудников о встречах и переговорах, переписок, контактов китайских партнеров – в архивах пароходства также обнаружить не удалось.
В пароходстве никто персонально за работу по этому направлению не отвечал, не назначался координатор, не создавалась рабочая группа для осуществления данного проекта.
Все, что мы о нем знаем – это упоминания в прессе и воспоминания сотрудников.
Сотрудники ЧАО «УДП», которые имели отношение к этому проекту и даже летали в Китай, не вели никаких записей и утверждают, что в основном все происходило на уровне общих разговоров. Из СМИ удалось узнать, что один из менеджеров Китайской государственной компании China National Technical Import & Export Corporation (CNTIC) предложил рассмотреть возможность строительства новых буксиров и барж для Украинского Дунайского пароходства. Представители верфи Jiangsu Zhenjiang Shipyard должны были рассчитать стоимость строительства буксира под характеристики УДП. СМИ сообщили, что в случае, если для пароходства стоимость будет приемлемой, для строительства буксиров и барж якобы будет возможным привлечение финансирования китайских финансовых учреждений.
Однако официальное инвестиционное предложение от китайской стороны или дорожной карты по этому проекту мне так и не удалось увидеть.
Впрочем, в пароходстве и без того понимают, что гораздо выгоднее не строить новые, а модернизировать имеющиеся буксиры и реализовать для них проект установки новых двигателей и дизель-генераторов. Кстати, предложение пароходства китайскому инвестору в виде технико-экономического обоснования в архивах УДП также не удалось обнаружить.
Непонятно, где собирались то ли строить, то ли модернизировать буксиры. Якобы китайская сторона должна была для этого передать на Килийский судостроительно-судоремонтный завод оборудование, но какое именно – никому неизвестно, все осталось на уровне разговоров.
О каких либо рамочных соглашениях с банками для финансирования этого проекта вообще нигде не упоминается.
– То есть, как такового проекта не существует?
– Давайте не будем называть это проектом. Скорее, это можно назвать всего лишь инвестиционными намерениями о модернизации флота.
Проект — это четко расписанный и исполняемый план, цели, сроки, риски, технико-экономическое обоснование, исполнители, ресурсы, бюджет, постановка задач, совокупность мероприятий.
В нашем случае, в общих чертах на словах говорилось о модернизации флота УДП, но это никак нельзя назвать проектом. Было намерение одной стороны модернизировать свой флот и другой стороны поучаствовать в этом мероприятии и заработать денег. Вот и весь проект. Не было зафиксировано ни точной формулировки результата, ни календарных дат, ни источников финансирования, ни инвестиционных показателей – ничего.
СМИ сообщали, что в течение 15 лет возможно строительство 40 единиц барж SLG и модернизация силовых энергетических установок 21 речного буксира. Тем не менее при попытке разобраться, в каком проектном документе это зафиксировано – никто в пароходстве не смог ответить на этот вопрос. До сих пор вызывает вопросы технико-экономическое обоснование строительства 40 барж SLG, однако его также не удалось обнаружить.
Вынужден признать, что организационная сторона и документальное обеспечение сотрудничества с китайской стороной со стороны пароходства были организованы крайне неудовлетворительно – при всем желании продолжить эти контакты, мы вынуждены начинать с нуля. Не исключаю, что перед приходом нового руководства кто-то изъял всю рабочую документацию по данному проекту, если она, конечно, существовала.
Мы проведем служебную проверку и разберемся, что это было – разгильдяйство или вредительство. Нельзя допустить, чтобы инвестиционная инициатива китайских партнеров об обновлении флота УДП была пущена под откос.
– И все же, что мы сегодня имеем в результате сотрудничества с китайской корпорацией?
— Если очистить все от пафоса, реальных дел было сделано немного. Проводились переговоры общего характера, сотрудники пароходства ездили в Китай, в Украину приезжали китайские специалисты, был подписан декларативный меморандум о взаимопонимании. Насколько можно судить, до конкретных технических решений и определения источников их финансирования дело не дошло.
Собственно, состояние дел в этом сотрудничестве лучше всего описано в письме, которое китайская компания CNTIC в конце июля 2017 года направила руководству пароходства, министру экономического развития и торговли Степану Кубиву и министру инфраструктуры Владимиру Омеляну. По сути, это единственный официальный документ, который у нас имеется. В этом письме выражается благодарность за посещение Китая и за выбор CNTIC в качестве партнера, упоминается саммит «Один пояс – один путь» в Китае, выражается надежда на прочные и устойчивые отношения между нашими странами и компаниями, которые помогут улучшить судоходную инфраструктуру на Дунае.
– Чем интересен этот саммит для пароходства?
– Саммит под названием «Один пояс – один путь» проводился 14-15 мая прошлого года в Пекине. Там присутствовали лидеры 29 стран, а всего участвовали представители более 100 стран мира. Он был посвящен инициированному Китаем проекту Нового Шелкового пути (НШП). Его цель – создать сеть автомобильных и железных дорог, морских путей и трубопроводов через Европу, Африку и Азию, которые соединят разные точки мира с Китаем. КНР нужны сырье и энергоресурсы, а в обратном направлении они хотят двигать китайские товары. К слову сказать, все предложенные Китаем транспортные коридоры обходят Украину.
Для финансирования проектов Нового Шелкового пути Пекин учредил фонд объемом около 50 млрд. долларов.
Украину на саммите представлял министр экономического развития и торговли Степан Кубив. В своем выступлении он сказал, что Украина не может стоять в стороне от этого глобального проекта – она территориально и геоэкономически должна являться его неотъемлемой частью. Также министр призвал налаживать сотрудничество между китайскими и украинскими компаниями, напомнил о приватизации в Украине и призвал китайских инвесторов проявить интерес к государственным компаниям, которые выставлены на продажу.
В развитие достигнутых на саммите договоренностей, 15 ноября 2017 года в Пекине состоялось третье заседание Рабочей группы по вопросам инвестиционного сотрудничества Комиссии по взаимодействию между Правительством Украины и Правительством КНР. Там обсуждалось состояние реализации нескольких уже действующих проектов двустороннего сотрудничества и совместные инвестиционные проекты, которые находятся в стадии подготовки, такие как развитие ипотечного рынка и строительство доступного жилья, сотрудничество в сфере сельского хозяйства.
Также Рабочая группа составила перечень перспективных проектов для совместной реализации, куда вошло обновление флота ЧАО «УДП», с примечанием, что он будет рассматриваться без суверенных гарантий.
– Почему же на днях начались разговоры о большом прорыве в реализации этого проекта?
– В прошлую пятницу в Киеве состоялось очередное заседание Рабочей группы по вопросам инвестиционного сотрудничества, где согласовали дорожную карту осуществления множества рекомендованных к реализации проектов. Среди них упомянуто и обновление флота ЧАО «УДП». В документе говорится, что стороны будут поддерживать сотрудничество между предприятиями и финансовыми учреждениями обоих государств и способствовать активному продвижению предприятиями обеих стран инвестиционного сотрудничества.
Кое-кто поспешил назвать это «победой», однако для ЧАО «УДП» это лишь означает, что мы вправе рассчитывать на поддержку обоих государств в создании и реализации инвестиционных проектов между пароходством, китайскими предприятиями и финансовыми учреждениями. Когда утверждается «дорожная карта», это говорит о том, что мы находимся лишь в самом начале пути, по сути, в нулевой точке. Это касается и отношений с компанией CNTIC, которые кое-кто поспешно назвал «проектом». До победы еще слишком далеко – если говорить спортивной терминологией, спортсмены пока даже не вышли на старт дистанции, а лишь разминаются.
– Выходит, что межправительственная Рабочая группа признала перспективным для совместного инвестирования намерение пароходства обновить свой флот и не имела в виду конкретный проект с компанией CNTIC?
– Совершенно верно. В протоколе заседания Рабочей группы речь идет о существующих проектах, тех, которые находятся в стадии подготовки и перспективных. Проект обновления флота УДП упоминается как перспективный для украинско-китайского сотрудничества.
Поэтому заявления о том, что проект стартовал и китайская компания CNTIC поможет обновить флот Украинского Дунайского пароходства, несколько преждевременны. Как такового, проекта с ней пока не существует, есть лишь устные намерения и письменный меморандум без какой-либо конкретики.
Пока стоит говорить о проекте модернизации флота УДП без привязки к конкретному инвестору или кредитору. Такой проект, точнее предложения инвестору, мы уже подготовили, сегодня мы его прорабатываем вместе с Министерством инфраструктуры.
Возможно, проект обновления флота будет реализован за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка, которые финансируют в Украине немало проектов в сфере транспорта, в частности развития речного флота и речной инфраструктуры. Кстати, в прошлом году Украина получила кредиты от Европейского банка реконструкции и развития на сумму в €581 млн. Мы внимательно изучили принципы и требования, которым должны соответствовать предпроектные предложения, предъявляемые этим банком, и соответствующим образом оформили свой план модернизации флота.
На сегодняшний день у нас готово технико-экономическое обоснование проекта модернизации буксиров типа «Рига-Иваново» путем замены судовых дизель-генераторов, причем техническая часть этого проекта согласована с Регистром судоходства Украины. Мы готовы сделать его презентацию.
Недавно мы начали прорабатывать возможность перевода судов на сжиженный природный газ (СПГ). Сегодня количество судов, работающих на СПГ-топливе, в мире стремительно возрастает, также развивается портовая инфраструктура для заправки судов СПГ-топливом. Это очень перспективное направление развития. Уже существуют методики превращения действующих судовых дизелей в СПГ-двигатели. По данным голландской компании LNG 24, дополнительные затраты в речное судно на СПГ в объеме 500 тыс. – 1 млн. евро окупаются за 5 – 7 лет. Экономия эксплуатационных затрат достигается за счет более дешевого топлива, сокращения стоимости обслуживания двигателей, отсутствия дополнительных затрат в систему очистки отработавших газов.
– Намереваетесь ли вы продолжать сотрудничество с компанией CNTIC?
– Мы готовы предложить наши проекты модернизации флота любому серьезному инвестору и в переговорах с ним будем руководствоваться принципами экономической, технической, экологической и социальной целесообразности. Что касается компании CNTIC, мы будем рады продолжить сотрудничество с этой уважаемой корпорацией и заинтересованы в нем.
Источник: ПрАТ "УДП"